Каждый родитель но воспитывает своих детей по определённой модели. Чаще всего эта модель формируется рефлекторно. И не относится чётко только к одному типу, а является комбинацией нескольких из них. Но при этом всегда явно выделяется одна ведущая.
Ребенку от Вас нужно не столько воспитание, сколько Ваш положительный пример. Потому что на самом деле, как бы ребенка не воспитывали, он все равно будет поступать так, как поступаете Вы. То, какой Вы, в большей мере характеризует и то, каким будет ваш ребенок. Как Вы себя ведете, так же будут вести себя и ваши дети. Не требуйте от ребенка изменить свое поведение, не меняя свое. Помните об этом. Потому что в противном случае ребенок совершенно не понимает как ему жить, почему мне нельзя себя так вести, а тебе мама или папа можно? Ваш собственный пример, это наиболее действенный метод воспитания.
Помните о том, что у ребенка должно быть детство и оно должно быть таким, какое он сам хочет прожить. Очень важно принимать тот момент, что малыш родился уже личностью, у него уже имеется какой-то набор своих качеств, темперамент. Если Ваш маленький человечек холерик, он активный, ему нужно выплескивать свою энергию, не делайте из него меланхолика, потому что вам так в чем-то будет удобнее. Вы его этим загубите, или наоборот Ваш малыш меланхолик или флегматик, сидит себе в уголочке, сам играется в игрушечки и ему все нормально. Не пытайтесь сделать из него холерика, не старайтесь его внедрить слишком сильно в сообщество, пусть сообщество просто будет рядом, например, в садик ведете, он играется сам себе в уголке - хорошо, он в сообществе, он учится как-то по-своему. Позвольте своему ребенку быть личностью, принимайте и уважайте, эту разницу между собой и малышом, это самое важное.
Рассматривая вопрос правильного воспитания, необходимо знать Этапы Развития ребенка.
Первый этап – это от 0 до 1 года, младенчество. Когда малыш больше всего нуждается в безопасности, безопасной привязанности. На данном этапе для него наиболее необходимо: чтобы была рядом мама, чтобы вовремя покормили, чтобы защитили от боли, если что-то заболело или ударился, от обид, от чужих рук. На данном этапе, это очень важно для ребенка. Если этап пройден неверно, с какими-то ошибками, то у повзрослевшего человека, проявляется глубокое убеждение, иногда неосознанное о том, что мир плох, люди вокруг плохие и обязательно произойдет что-то плохое.
Второй этап – это от 1 года до 3. В этот период играет большое значение стыд, у ребеночка появляются уже социальные контакты и он начинает испытывать стыд, может его впервые испытать. Ваша задача по возможности сделать так, чтобы этого не произошло. Это этап, когда малыш начинает осваивать мир: ходить, ползать, хватать все подряд, что-то ронять, что-то бить, что-то разливать. В этот период очень много нельзя, и от того как родители будут реагировать на действия малыша, зависит то, каким будет его эго. Очень важно стараться делать баланс между "можно" и "нельзя", причем "можно" должно быть больше. Если вокруг ребенка много "нельзя", значит вы не создали ребенку безопасное окружение и это уже ваша проблема, и задача - изменить ситуацию.
Важно чтобы ваш ребенок чувствовал безусловное принятие, любовь, защиту и безопасность. Это то, что важно как в 1 год, так и в пять, десять или двадцать лет, ваше безусловное принятие его, как личности.
Если этап от 1 до 3 лет, проходит у ребенка недостаточно правильно, у него формируется повышенный стыд. Такие люди очень застенчивые, им часто неловко, они смущаются. Если же ребенок выходит из этапа хорошо, то у него формируется независимость и самостоятельность.
Возраст от 3-х лет до 6-ти лет – это период, когда может сформироваться патологическая вина, если до этого мы говорили про патологический стыд, в этом возрасте вина. Чем отличается стыд и вина? Стыд – это про то, что я плох сам по себе, я "не-до..." , недостоин, недостаточно хорош, недостаточно весел, умен, интересен, недостаточной забавный и все тому подобное. Это стыд. Вина – это про то, что я неправильно что-то делаю, я недостаточно хорошо что-то делаю, здесь идет речь именно о действиях. Я сделал что-то такое, что маму ранило, я сделал что-то такое, что маму обидело, я делаю что-то такое, что мама с папой ругаются. Ребенок считает, что он является источником всего, что происходит вокруг него, хорошее или плохое. Поэтому, когда в семье раздоры и недовольства между мужем и женой, или просто невысказанная тревога висит в воздухе, ребенок это чувствует. Не думайте, что ваш ребенок ничего не понимает, он все видит и понимает. Он может не осознавать, но он чувствует и проявляет это тем, что часто болеет или писается в кроватку, в садике ругается, может начать драться, варианты могут быть самые разные.
В возрасте от 3 до 6 лет у ребенка формируется инициатива, если этого не случается, то человек будет не целеустремленным и с постоянным чувством вины, будет боятся что-то делать, за что-то браться и т.п.
Возраст от 6 до 12 лет - это период, когда ребенок идет в школу и у него формируется такое понимание о себе: компетентный ли он или некомпетентный. К примеру: в школе принято подчеркивать в тетрадке ошибки, указывать ребенку на ошибки. Но это формирует некомпетентность, ощущение себя некомпетентным, почему? Потому что никто не хвалит за то, что у ребенка получается, но много указывают на то, что не получается. И задача родителей в данном случае, хвалить ребенка за то, что у него получается и не ругать его за то, что не получается. Задача родителей к периоду 6-12 лет, выработать в себе толерантное отношение к его успехам, неудачам, к тому, что ребенку больше нравиться, к тому, как он учится, к его темпу учебы.
И последний этап - это с 12 до 20 лет. Этот период делится на ранний пубертат, средний и поздний подростковый период. В этом периоде для ребенка важно чтобы родители его признавали, признавали его увлечения, его хобби, его интересы. Спрашивали о его интересах, не только про школу, про то с кем он общается, как он общается? Но, чтобы ребенок мог рассказать о своих эмоциях и увидеть в ответ ваши эмоции, что вам это небезразлично, что вы не злитесь на то, что он выбирает и вы толерантно относитесь к его выбору. Здесь очень важны эмоциональная доступность родителей и искренний интерес к увлечениям и жизни ребенка.
Далее идет выбор профессии, вы всю жизнь хотели чтобы ребенок был стоматологом, врачом или юристом, а ребенок вдруг захотел стать художником... Поверьте, вы сильно испортите судьбу ребенка, если заставите его быть врачом, врачом он в лучшем случае будет никаким, а то и не будет вообще, но и карьеру художника он не попробует. Да, может быть такое, что ребенок попробует карьеру художника, поймет, что там нет денег или это не его, или таланта нет, он скажет: «ой, мама или папа, вы были правы, наверное надо было мне учиться на врача». Ничего страшного, главное, что он попробовал на своем опыте.
Дайте возможность своему ребенку выбирать, при этом чувствовать себя хорошим, чувствовать, что у него есть поддержка, что у него есть вы. Что он вам не безразличен, что вам не безразлично, что он переживает, для чего ему это надо и почему он этого хочет. Дайте своему ребенку понять, что вы его уважаете, это самая важная вещь. И в конце концов ваш ребенок будет вам благодарен за это.